Пассажиры, регистрация, досмотр, толкучка, залы ожидания, duty free, выход на посадку, автобус, девочка из службы перевозок возле трапа, безопасники вокруг (просят не фотографировать), приветливые (или не очень) стюардессы в салоне показывают путь, снимаем верхнюю одежду, протискиваем ручную кладь под кресло, садимся и ждем... Все ждут по-разному. Вдруг толчок, катимся. Вроде двигатели не работают, а все равно катимся. Остановились.
Стюардессы рассказывают технику безопасности и рассказывают, что делать случись чего, куда дышать и к чему прижаться, куда идти и как спасаться. Пару (иногда десятков) минут руления и мы в воздухе.
Некоторым часто летающим пассажирам до боли знакомый сценарий. Летишь и кажется, что все вот так и всегда. Самолет всегда готов, стюарды всегда на борту, остается только садиться и лететь. И кажется, что самолет тебе принадлежит.
Но для самолета пассажиры - явление временное, они приходят и уходят, не задерживаясь. Особенно это заметно, когда утром улетает рейс в Стамбул с белыми счастливыми людьми, которые все в предвкушении наступающего отдыха. А под вечер обратно прилетает этот же самолет, но пассажиры уже совсем другие. А самолет все тот же. Успел покатать 300 человек.
И то, что это Ваш самолет и все тут для вас - не больше, чем иллюзия, забудьте, вы тут гости на пару-тройку часов. А техник остается всегда.
Именно авиатехник - главный друг самолета на земле. И именно с ним больше всего времени проводит самолет. Именно авиатехник тут хозяин. Пилот как правило знает как самолет устроен и как на нем летать. Техник же не знает как на нем летать, за то он в разы лучше знает как самолет устроен.
Бортинженер в этом плане - уникальная профессия, он как правило, бывший авиатехник, но уже член экипажа. Но не буду петь тирады умирающему ремеслу. В новых самолетах нет места высококвалифицированному инженеру. Это вполне логично. Техника упрощается и автоматизируется.
Ну что, пассажиры, узнаем как начинается полет для самолета?
Итак, самолет стоит на перроне, закрытый, заглушеный (на все отверстия одеваются чехлы, даже двигатели - чтобы ничего не залетело и не затекло внутрь во время стоянки).
Техник приходит на самолет 2-3 часа до вылета, чтобы все основательно подготовить и прогреть самолет. Внутри темно и очень холодно. Чувствуется, что машина крепко спит. Слышно только как поскрипывает фюзеляж от ветра (поскрипывает достаточно сильно) и хронометр. Бортовые часы исправно отщелкивают секунды. Этот звук надо слышать, супер.
Пробираемся к пульту бортинженера и щелкаем тумблерами. Опа! Самолет ожил, загудели выпрямительные устройства, поднялся шум, стало светло. Салон чист и ухожен. Этим занимается бытовой цех сразу же после прилета. Так что сейчас убираться на надо. Самолет обслужен, осталось подготовить. Только вот холодно внутри очень. И одиноко... Больше никого из людей нет даже в пределах стоянки. Но ничего страшного, я ведь не один? Я с самолетом, мы друг друга понимаем и не подводим.
Надо вызвать машину для прогрева (МП) салона. Вы ведь никогда не задумывались, почему, когда вы заходите в самолет, а снаружи -20 градусов, в самолете тепло и уютно. ВСУ греет, но спасает не сразу. Так что, расправляем рукава подогрева по всему салону и командуем, чтоб водитель заводил свою печку. Через некоторое время в самолете станет гораздо комфортнее. Летом подогревать не обязательно. Теперь заглушки.
Мы привыкли особо не обращать внимания, что самолет заглушен. Ну заглушен-разглушен - какая разница? Ведь что такое - разглушить самолет? Так вот, скажу я вам, это очень даже геморройный процесс. Если дело происходит зимой, и на тебе одет теплый бушлат с огромными сапогами, то это превращается в настоящую физическую разрядку с литрами пота и мата. 3 двигателя, 6 заглушек - поехали.
Единственное приятное в этом деле - можно полюбоваться видами, пока тебя поднимает автолестница. Каждая весит килограмм 10 наверное. Но самое страшное, что у нее радиус полметра, и она превращается в отличный парус. С таким парусом при ветре можно запросто улететь со стремянки. В общем, надо забить эту тарелку в двигатель (чтоб держалась при любых погодных условиях) когда глушишь, и вырвать, когда готовишь к вылету. А весь этот увлекательный процесс уходит полчаса физических нагрузок и борьбы за жизнь с ветром.
А тут уже питьевая вода стоит и ждет. Водитель недовольный, в 4 часа утра позвали заправлять водой, а техник еще возится где-то с заглушками. Ну ничего не поделаешь. Размотай шланг, приседай, подставляя колодки под машину, чтоб не покатилась. Вода побежала наполнять бак. А вы думали? Откуда берется горячий кофе и чай на борту? А чем мы моем руки, когда в полете в туалет сходим? Питьевая вода. Ничего, что машинка страшновато выглядит. Вода там действительно хорошая. Проверяем каждую смену. Все ее пьем. (Не говоря уже о контроле качества на автобазе и т.д.)
Теперь о приятном. Гумно. Ассенизационная машина МА-8. Промываем туалеты, чтобы пассажиры не жаловались на запах. Ведь химжидкость ходит по кругу, фильтруясь где-то внутри. Так что пить из унитаза крайне не советую. Толстый шланг сливает отходы, тоненький заправляет чистую воду с химией (ну обыкновенные биотуалеты). Отсоединяем воду, отсоединяем ассенизаторов, а тут и топливозаправщик подъехал, ждут техника.
В это же время, примерно, подходит бортинженер и начинает свой предполетный осмотр (я его уже сделал, но авиация - штука беспощадная, поэтому друг за другом перепроверяем, чтоб ничего не пропустить). Подгоняем топливо, соединяем. Экипаж говорит сколько топлива им надо и куда заливать (баков в Ту-154 целых 6 штук, с ума сойти можно). С топливом все очень серьезно. Никаких пассажиров на борту во время заправки.
Тщательно смотрим контрольный талон на топливо - дату и время последней проверки (действительно 6 часов), иначе - посылаем машину, ждем новую. Смотрим отстой с машины, с самолета - чтобы топливо было чистое и без воды, сами понимаете - безопасность полетов.
Отсоединяем воду, отсоединяем ассенизаторов, а тут и топливозаправщик подъехал, ждут техника. Заземление. Чтобы не произошло беды и такое количество топлива не взорвалось, необходимо заземлить: самолет, автозаправщик и соединить токопроводящим тросом их между собой.
Говорю же, авиация - штука серьезная.
Сворачиваем топливные шланги. К счастью, это делает оператор заправщика. А то техник бы уже совсем без сил упал после такого марафона.
А тут уже подходит кабинный экипаж, и подъезжает машина бортпитания. Основная движуха закончилась. Я умолчал об осмотре, который нужно в это время совершать: уровень масла, планер, все 14 колес Ту-154, бытовое оборудование, кресла, кабину...
Времени катастрофически не хватает.
Когда пришли бортпроводники может быть два варианта: или я уже вообще не захожу в самолет, или меня начинают дергать: "а тут кресло не опускается", "а тут шкафчик не открывается"... И так до самой посадки пассажиров.
Так что пассажиры, не пугайтесь, если вдруг в салон ворвется техник и начнет ковырять и пинать кресло. Такое бывает... Через весь перрон тянутся кучки людей в форме. Это экипаж. Они выходят из терминала в разное время, и никто никого не ждет.
Напомню, бортинженер уже давно на борту - принимает самолет от техников, проверяет комплектность, бортовую документацию (там количество книжек потянет на хорошую библиотеку - все с собой возят).
Бортпроводники, перепрыгивая лужи, тащат за собой чемоданы с личными вещами. Один проводник - ответственный за медицинскую аптечку, другой за багаж, третий... Точного распределения обязанностей я не знаю, но система иногда прослеживается.
Тут же подъезжает бортцех. Они привозят то, что мы с удовольствием поедаем на высоте 10км над землей - бортпитание.
Тележки с питанием и соками опечатаны безопасностью (чтоб в горячее пурген не насыпали или чего похуже). Стюардессы дотошно проверяют количество и качество. Некоторые, особо голодные, тут же начинают что-нибудь поедать. Бывает всякое. Бортпроводники тщательно осматривают бытовое, аварийно-спасательное оборудование, вообщем, всячески готовят самолет к тому, что скоро придут вредные пасажиры. Так же, готовятся к возможному спасению их жизней. А питание все грузят и грузят... Чтобы всем-всем хватило. Да и по две машины иногда. Как это проводники умудряются все перепроверить за бортцехом в такое короткое время?..
Тем временем подъезжают грузчики и начинают загружать чемоданы. На какие-то самолеты вручную, на какие-то сразу контейнерами. Зависит от размера самолета и количества чемоданов. Честно говоря, за все время я не видел вопиюще небрежного отношения к чемоданам. Не бросали, не топтали. Пару раз с тележек на полном ходу сумки падали, но от этого уже никуда не денешься... Но все равно - хрупкие и ценные вещи в багаж не сдавайте. Мало ли что. Говорят, бывает, что теряются чемоданы. А это неприятно.
А еще загрузить груз, почту и вашу любимую собаку.
Итак, все готово. Самолет отдают под посадку. Следит за этим контролер. Он фиксирует и сообщает причину задержки и готовность служб принимать пассажиров. - Выдаем под посадку? - Выдаем, все готово.
И вот! Наконец-то приехали пассажиры. Осталось всего 20 минут до вылета. Загружаемся! Народ, как только открываются двери автобуса, вырывается и бежит, расталкивая товарищей, чтобы побыстрее попасть в самолет. Это на внутренних рейсах. На международных такого не видел. Все тихо, спокойно и цивилизованно.
Пассажиры занимают "свои места согласно купленным билетам" или, точнее сказать, согласно посадочным талонам. Обычно нужно несколько автобусов, чтобы заполнить самолет. Даже такой небольшой, как B-737-500. Во время посадки они ничем не защищены от дождя и непогоды. Особенно забавно смотреть на людей, прилетевших с Турции в шортах и майках, когда на улице +4 градуса тепла... Когда пассажиры улетают, они одеваются, как правило, по погоде.
Все пассажиры на борту.
Пока вы осматриваете самолет, его буксируют, проверяют последний раз на исправность, а все бортпроводники рассказывают технику безопасности и рассказывают, что делать если случись чего, куда дышать и к чему прижаться, куда и как спасаться. Пару (иногда десятков) минут руления и мы в воздухе.
Хорошего полета!