Грязное такси у подъезда как–то сразу бросается в глаза. А грязный самолет, когда вы подходите к трапу? Впрочем, это редкость. И дело тут не только в престиже авиакомпании. Грязь на обшивке увеличивает сопротивление во время полета, а, следовательно, растут расход топлива и материальные затраты. Это факт. Так что профессия мойщиков воздушных судов (наружная мойка) из разряда особых. И редких.
В авиакомпании Белавиа, парк которой насчитывает 27 самолетов, эту работу выполняет бригада из трех человек. ... О том, как это происходит рассказала газета "СБ Беларусь Сегодня".
Выход на технический перрон строго по пропускам. Нас сопровождает начальник участка обслуживания бытового оборудования авиационно–технической базы «Белавиа» Зоя Черник. Коротко вводит в курс дела. Мол, профессия особых навыков не требует, достаточно среднего образования — остальному научат на месте. Главное, хорошее здоровье и выносливость — труд тяжелый, связан с вредными условиями и работой на высоте. Зоя Юрьевна вспоминает, что одно время наружными мойщиками воздушных судов работали и женщины — справлялись лучше мужчин. Сейчас в бригаде самый старший и опытный — 56–летний Иван Барыгин. А самый молодой — 32–летний Эдуард Бондарев. Имеет высшее образование, до недавнего времени трудился по специальности в отрасли металлургии в Украине. Четыре месяца назад вместе с семьей переехал в Минск...
— Нужна была работа, пришлось импровизировать, — рассказывает Эдуард. — Вакансию нашел на сайте Министерства труда и социальной защиты Беларуси. Позвонил, пригласили на собеседование. Прежде чем приступить к работе, нужно было пройти обязательную медкомиссию. В том числе раскручивали на специальном кресле — проверяли вестибулярный аппарат. Но для меня это не впервой, на прежнем месте тоже трудился на высоте, а потому уже проходил подобные испытания. Затем был инструктаж по технике безопасности, знакомство с необходимой для работы документацией.
— На обучение новичку дается пять рабочих дней, — поясняет Зоя Юрьевна. — В это время рядом с ним обязательно находится мастер участка обслуживания бытового оборудования или опытный напарник. Затем можно работать самостоятельно. Задание для Эдуарда Бондарева на сегодня — вымыть крылья и хвостовую часть самолета «Боинг 737–300». Весь рабочий инвентарь, включая емкость с кубом воды (для снижения жесткости в нее добавляют несколько капель спецжидкости), умещается на тележке. Сначала мойщик включает аппарат высокого давления, с помощью которого обдает самолет подогретой водой из шланга. Затем берет щетку и натирает хвостовую часть самолета специальным моющим средством, которое не вызывает коррозии и отслоения краски. И наконец через 5 — 10 минут смывает его напором воды.
— Сложнее всего мыть нижнюю часть самолета, в районе шасси — там больше всего загрязнений, — признается Эдуард. — Под крылом приходится постоянно нагибаться, находиться в неудобном положении. При этом нужно быть внимательным к мелочам: следить, чтобы тряпка не упала на перрон, чтобы не прилип какой–нибудь камушек. Это очень важно. Поцарапаешь краску на обшивке — пойдет коррозия, что недопустимо.
Может показаться, что профессия мойщика воздушных судов простая. На деле же мыть пол под ногами и обшивку самолета над головой — это совсем разные физические нагрузки. Даже длина щетки имеет значение. Бывает, что, стоя на перроне, мойщику нужно очистить хвостовую часть на высоте 5 — 6 метров. Если не дотягивается — стремянка в помощь или автовышка. Иногда и по крылу самолета нужно пройтись с тряпкой в руках. Не упасть помогает обувь с противоскользящим покрытием. К слову, спецодежду мойщикам выдают на предприятии.
— Сколько нужно времени, чтобы вымыть такой «Боинг»?
— Зависит от степени загрязнения. Этот, например, не очень грязный, — констатирует начальник участка. — Благо сейчас сухая погода. За смену два человека помоют. А бывает, особенно зимой или в дождь, самолеты аж черные от копоти. Тогда и два рабочих дня нужно... Что касается других моделей, может и больше времени понадобиться, — тут снова начинает работать аппарат высокого давления, и, чтобы хорошо слышать друг друга и не попасть под брызги, нам приходится отойти подальше, после чего Зоя Юрьевна продолжает: — У «Эмбраеров», например, нижняя часть фюзеляжа загрязняется быстрее, чем у «Боингов». Очередность мойки определяем визуально. Эту работу ежедневно выполняют мастера участка обслуживания бытового оборудования. Ходят по перрону, смотрят, составляют заявку в отдел планирования технической эксплуатации воздушных судов для дальнейшей организации работы.
Перед тем как отправить самолет на мойку, авиатехники отключают питание и пломбируют приемники статического давления. Затем мойщики проверяют, чтобы все двери и люки были закрыты, и только после этого могут приступать к работе.
Смена длится 8 часов. Но бывают и внеурочные вызовы — вечером и в выходные дни... Вообще, самолеты моют круглый год. Исключение — гроза и порывы ветра больше 15 метров в секунду. В сильный мороз можно трудиться в ангаре — там теплее. Кстати, именно зимой, когда на улице снег и слякоть, работы у мойщиков воздушных судов больше всего. При этом мыть самолет напором воды при температуре ниже минус 5 градусов нельзя — тогда работники вооружаются ветошью, смоченной в моющей жидкости с антифризом. Так называемая «сухая» мойка применяется и в случаях, когда самолет из одного рейса сразу ставят в другой, третий и устроить ему полноценный «душ» нет возможности.