В августе национальная авиакомпания «Белавиа» открыла для своих клиентов возможность забронировать и купить билеты в города и страны, куда не выполняет собственные рейсы. В соответствии со специальными прорейтовыми соглашениями теперь можно, купив в «Белавиа» единый билет, после пересадки в Амстердаме, Вене, Варшаве, Париже, Праге, Риге или Хельсинки, проследовать рейсами партнерских иностранных компаний практически в любую точку мира. Удобная новация. Однако затронет она только постоянных клиентов «Белавиа».
Но может получиться, что прорейтовые соглашения более активно заработают и в обратном направлении – из Европы на Беларусь. Возможный повод – расширение комплекса взаимных санкций в отношениях между Россией и рядом западных стран.
Напомним, правительство РФ 7 августа, одновременно с введением эмбарго на продовольственный импорт из США, ЕС, Канады, Австралии, Японии и Норвегии, объявило о запрете транзитных рейсов четырех украинских авиакомпаний (YANAIR, Wizz Air Ukraine, «Днеправиа» и Международные авиалинии Украины) через воздушное пространство России.
Премьер РФ Дмитрий Медведев в комментариях к данному решению отметил, что подобный запрет в дальнейшем может быть распространен и на авиаперевозчиков Евросоюза и США, это может означать для них полный отказ в допуске к авиационным транссибирским маршрутам.
Поражающие элементы перечисленных санкций в случае их принятия – рост расходов при работе на более протяженных «обходных» трассах (топливо, зарплата экипажей) и, как следствие, общее снижение конкурентоспособности (сокращение прибыли, увеличения времени перелетов).
Естественно, такие фигуры «санкционного пилотажа» не останутся без ответа. Украина уже озвучила намерение закрыть свое воздушное пространство для транзита российских гражданских самолетов. А вот для Европы встречные транзитные ограничения не стали бы адекватной реакцией на российский демарш, поскольку затронули бы гораздо меньшее количество маршрутов (преимущественно – трансатлантические).
Поэтому для «уравновешивания» поражающих элементов может быть задействован отказ от технического обслуживания самолетного парка российских компаний (который сегодня на 65% укомплектован лайнерами западного производства), приостановка (или аннулирование) договоров лизинга.
В итоге спираль «ответов на ответы» способна раскрутиться до уровня запретов любых полетов компаний «недружественных» стран в Россию, и соответственно – российских компаний в эти страны. Что вызовет грандиозный транспортный хаос, не имеющий срочного решения. Ведь организовать, например, замещающие поставки продовольствия, как это происходит после введения скандального российского эмбарго, неизмеримо проще, чем проложить альтернативные авиамаршруты.
Тут и стоит вернуться к разговору об особой роли, которую может сыграть в ситуации этого гипотетического пока катаклизма Беларусь. Самый очевидный вариант – сдвинуть точку пересечения части транзитных маршрутов в Минск, т.е. на «нейтральную» территорию, разделяющую стороны противостояния.
Скажем, пассажиры из Европы и России, сегодня совершающие пересадки в Вене, Варшаве, Франкфурте, Стокгольме, других крупных европейских транзитных узлах, в таком случае будут делать промежуточную остановку в Минске. При этом более востребованными со стороны иностранных пассажиров станут даже регулярные рейсы «Белавиа»: для европейцев – в Москву и другие города России, а также СНГ, для россиян – в Европу (сегодня в пассажиропотоке «Белавиа» трансферных пассажиров – около 30%).
Однако приоритетное значение получило бы развитие транзитных возможностей Национального аэропорта «Минск». База для этого имеется. Аэропорт сертифицирован по всем направлениям деятельности в соответствии с международным стандартом ISO 9001. Пропускная способность аэровокзального комплекса после недавнего завершения первого этапа реконструкции увеличилась с 3,5 млн. до 5,8 млн. пассажиров в год. Это существенно превышает достигнутый на сегодня пассажиропоток: в 2013 г. – 2,2 млн. пассажиров, ожидаемый в 2014 г. – 2,6 млн.
С мая заработали упрощенные таможенные процедуры для транзитных пассажиров, в частности, появилась возможность регистрировать багаж в пункте вылета до конечного пункта прибытия. То есть, не получать его для досмотра по ходу пересадки в Минске.
В конце июня корпорация «Боинг» провела предварительные переговоры в белорусском правительстве на предмет создания хаба по обслуживанию и ремонту самолетов в Минске. Естественно, в первую очередь, речь шла о «Боингах», эксплуатируемых компанией «Белавиа» (таких лайнеров у национального перевозчика уже 15). Новые обстоятельства могут не только актуализировать эти планы, но и придать им дополнительный масштаб.
Появилась также серьезная мотивационная база для привлечения заинтересованных инвесторов к реализации проектов по развитию инфраструктуры аэропорта «Минск». Прежде всего, строительства второй взлетно-посадочной полосы, замороженного на проектно-сметной стадии.
В принципе, уже прозвучавшие угрозы тотальных авиасанкций являются достаточным поводом для открытия консультаций с иностранными партнерами на данную тему. Поскольку есть смысл заблаговременно готовиться к худшим сценариям, а описанный выше как раз таким и является. Хуже только – жесткие визовые барьеры для граждан оппонирующих сторон и открытый военный конфликт.
Понятно, что представленная ситуация сегодня выглядит не очень реальной. Но, согласитесь, не менее фантастической год назад казалась возможность войны в Украине.
Александр Пшеничный,
специально для «Дела»