Суд запретил «Аэрофлоту» увольнять летчиков за стремление к безопасности полетов
Истец-командир экипажа рассказал, как менеджеры компании экономят на жизнях пассажиров и пилотов.
Руководитель Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов, он же – командир экипажа Boeing-767 авиакомпании «Аэрофлот», выиграл суд с работодателем. «Аэрофлот» пытался уволить командира экипажа за то, что тот, ради безопасности полета, решился нарушить правила установленные менеджерами компании: вызвал на рейс Москва – Токио – Москва третьего пилота. После суда в интервью «Новым Известиям» Дельдюжов рассказал как в компании экономят на безопасности, сокращая на бумаге время полетов, дни отдыха экипажа. И почему стараются селить мужчин-бортпроводников по два человека в один номер.
Пресненский районный суд города Москвы восстановил на работе председателя профсоюза летного состава Шереметьева, пилота Игоря Дельдюжова. Взыскал с Аэрофлота 2 миллиона 128 тысяч рублей в качестве невыплаченной зарплаты пилоту, а также обязал возместить ему 100 тысяч рублей за моральные страдания.
Тяжба командира экипажа с работодателем началась с административного взыскания – выговора. В ноябре прошлого года он должен был вылететь в качестве командира воздушного судна рейсом Москва – Токио – Москва. В таких рейсах руководство «Аэрофлота» активно пользуется лазейками в нормативах Минтранса, сокращая на бумаге время полета. Что позволяет менеджерам комплектовать рейсы двумя пилотами, вместо положенных трех. Опасаясь за безопасность членов экипажа и пассажиров, Дельдюжов под свою ответственность взял на рейс третьего пилота, Валерия Пимошенко, который в это время отдыхал. Рейс был выполнен без задержек и замечаний. После возвращения домой Дельдюжову и Пимошенко были объявлены выговоры. А через некоторое время пришла настоящая расплата, Игорь Дельдюжов был уволен 5 марта 2012 года, якобы за неоднократное нарушение трудовой дисциплины.
На суде представители ответчика не смогли сформулировать – какую именно инструкцию и какой в ней пункт нарушил командир экипажа. Судья оказался принципиальным, и, когда адвокаты «Аэрофлота» на первом же заседании стали отвечать что «не помнят», какую именно инструкцию нарушил пилот, судья напоминал им, что «это не ответ».
Сам истец свое увольнение связал с жалобой профсоюза в прокуратуру, под которой подписались 46 пилотов, напоминает «Forum.msk.ru». В жалобе говорилось, что компания не доплачивает им за работу в особо вредных и опасных условиях, а также за ночные полеты. Проблемы с зарплатой у пилотов начались в марте прошлого года, когда руководство «Аэрофлота» внесло изменение в положение об оплате труда летного состава, после этого пилоты стали получать ниже ожидаемого.
Проверяя жалобу, прокуратура выявила ряд нарушений при начислении зарплаты в «Аэрофлоте», а Госинспекция по труду выслала руководству компании предписание об устранение задолженностей по выплате зарплаты. Однако авиакомпания решила опротестовать предписание в суде. 26.06.12 Нагатинский районный суд города Москвы разбирался по существу жалобы и принял решение в пользу летчиков. Обязал Аэрофлот произвести перерасчет и доплатить работникам денежные средства за работу в ночное время и особо вредных и особо тяжелых труда за период с 31.08.11 по 01. 04.12.
Авиакомпания на этот раз сдалась, решение суда выполнила, деньги были перечислены на карточки 46 работников, обратившихся в прокуратуру. Общая сумма задолженности 46 работникам за 5 месяцев составила более 7 миллионов рублей.
Президент ШПЛС Дельдюжов, после вменяемого ему нарушения, продолжал с ноября 2011 года по март 2012 года летать в качестве командира воздушного судна, его способность обеспечивать безопасность полетов ни у кого не вызывало сомнения. И только после жалобы в прокуратуру, его сразу уволили.
Итогом процесса стало восстановление Дельдюжова на работе. Однако в компании пилоту объявили, что к работе в дальнейшем его не допустят. После этого командир экипажа дал интервью СМИ, рассказав об особенностях «экономии» компании на жизнях пассажиров и сотрудников.
Пилот рассказал журналистам, что для экономии расходов, «Аэрофлот» использует изощренную схему «бумажного» сокращения времени полетов.
«У нас решение об усилении принимается из расчета полного рабочего времени, куда входят предполетная подготовка, сам полет и послеполетные работы. В этих расчетах часто приводятся нереальные цифры. Например, за последние четыре года среднее время полета от Токио до Москвы было 10 часов 45 минут. «Аэрофлот» в расписании пишет: 10.20. Выходит, если к 10.20 прибавить час предполетной подготовки и полчаса послеполетных работ, то общее рабочее время выйдет 11.50. Это на десять минут меньше 12 часов, поэтому компания имеет право отправить в полет только двух членов экипажа. Если же взять реальное время полета 10.45, то общее рабочее время получится 12.15, и компания будет обязана делать усиление экипажа, то есть привлекать к полету третьего дополнительного пилота» – объяснил Дельдюжов.
С помощью таких схем, то есть – за счет безопасности пассажиров и за счет здоровья личного состава, компания получает десятки миллионов рублей с одного ежедневного рейса в год. Кроме этого существует проблема нехватки пилотов: «Когда в 2010 году по инициативе заместителя генерального директора компании «Аэрофлота» – летного директора Игоря Чалика и с согласия гендиректора Виталия Савельева на рейсах, где время полета свыше восьми часов, решили летать не втроем, а вдвоем, из компании уволились десятки человек. Это очень много. Причиной их ухода стало то, что работать стало тяжелее, а заработная плата упала из-за уменьшения часов налета».
По словам пилота, «Аэрофлот» еще сократил до одного часа время на предполетную подготовку. Из-за этого, рассказывает Дельдюжов, «в технологическом графике подготовки экипажа не выделено время на такие обязательные процедуры, как спецдосмотр, получение диспетчерского разрешения и проведение противообледенительной обработки самолета».
Напомним, что этой весной из-за экономии на противообледенительной обработки, рядом с тюменским аэродромом «Рощино» разбился пассажирский самолет, выполнявший рейс Тюмень-Сургут. На борту находились 43 человека – четыре члена экипажа и 39 пассажиров. 32 человека погибли, включая всех членов экипажа.
«Также надо проверить документы, которые подтверждают, что самолет исправен. Если у него есть отложенные дефекты, то надо выяснить, что делать, если в момент полета эти неисправности вдруг придут в действие. Только на основании всей информации, полученной на предполетной подготовке, пилот принимает решение «на вылет». Если оно было сделано в спешке, некачественно, то это создает угрозу», – настаивает командир экипажа Boeing-767.
Точный подсчет времени и отсутствия административных манипуляций с ним крайне важен для пилотов: от этого напрямую зависит безопасность полетов. «Если пилоты преодолевают длительный рейс вдвоем, то к моменту посадки они находятся в крайне утомленном состоянии. И в случае чего не смогут оперативно реагировать на непредвиденные обстоятельства. Это доказано исследованиями» – пояснил Дельдюжов.
Компания в последнее время придумала еще один экстравагантный способ экономии. По словам Дельдюжова, «у менеджеров еще новая идея появилась, как сократить расходы. Они теперь хотят селить в отелях бортпроводников по двое в один номер. В голове не укладывается, как так можно. Все взрослые люди, как это жить вдвоем?» – изумляется пилот. Ответом на его вопрос может быть недавний скандал – когда стало известно, что «Аэрофлот» использует бортпроводников-гомосексуалистов для контрабанды...
«Аэрофлот» экономит на летном составе, зато спонсирует на 5 миллионов долларов частный клуб ЦСКА, заключил двухлетнее спонсорское соглашение с Американским баскетбольным клубом NEW Jersey Nets. Заказал для празднования Нового года за огромные деньги, роскошный «Форум холл». СМИ периодически сообщают об астрономических бонусах руководителям компании. Сейчас генеральный директор «Аэрофлота» заразился новой идеей, хочет сократить пилотам отпуска – сообщает Альберт Сперанский, председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы» на страницах «Форума.мск».
Ежегодный оплачиваемый отпуск у них составляет 70 календарных дней. Это, действительно, самый длительный выходной у летчиков в мире. Такая продолжительность его установлена ещё в 1986 году за работу в особых условиях. Виталий Савельев хочет довести отпуск до 48 календарных дней. Он говорит, что раньше эксплуатировали воздушные суда, пилотирование которых требовало больших и эмоциональных нагрузок. Сегодня же пилоты управляют воздушными судами с высокой степени автоматизации.
Профсоюз сделал запрос о пределе рабочего времени пилота в Минздравсоцразвитие и получил ответ, что рабочая неделя не должна быть больше 36 часов. Ещё одна норма здесь существует, в месяц не больше 90 летных часов, в год 900.
«В небе совсем другие условия – вибрации, сухость воздуха, низкое давление, радиация и так далее. Больше ста вредных факторов одновременно воздействуют на летчика. Медики выяснили, что объем памяти падает, ухудшаются все реакции. Чтобы хоть немного понять состояние летчика, вы можете сами поставить над собой эксперимент – попробуйте просидеть перед телевизором десять часов, почти не вставая, смотря все время на одну и ту же картинку» – рассказал об условиях функционирования личного состава «Аэрофлота» пилот Дельдюжов.
|