Государственная авиационная служба Украины (Госавиаслужба) впервые начала масштабный отбор направлений у авиакомпаний. Больше остальных под раздачу попал лидер рынка - компания Игоря Коломойского "Международные авиалинии Украины" (МАУ).
Все назад
30 июля состоялось третье заседание комиссии по рассмотрению вопросов относительно прав на эксплуатацию воздушных линий Госавиаслужбы. Эта комиссия работает на основании недавно принятого этим ведомством приказа, которым реформирована система выдачи и аннулирования прав на воздушные направления.
В ходе первых двух заседаний, по большей части, рассматривались вопросы выдачи прав на направления.
На третьем же заседании большая часть повестки дня состояла из вопросов об аннулировании прав на авианаправления. Основанием для этого послужила норма нового приказа о том, что авиакомпании не используют данные направления более 12 месяцев.
Наиболее пострадавшей по итогам заседания комиссии оказалась авиакомпания МАУ, принадлежащая Игорю Коломойскому. В повестке дня стоял вопрос о лишении ее более 100 направлений. По 92 было было решено рекомендовать председателю Госавиаслужбы Денису Антонюку лишить МАУ этих маршрутов.
Некоторые направления МАУ удалось отстоять:
- в Россию (из Киева в Казань, Краснодар, Уфу, Екатеринбург и т.д.);
- в Великобританию (из Киева в Манчестер и Эдинбург);
- в Австрию (из Днепропетровска. Харькова в Вену).
Основанием для этого послужило наличие код-шеринговых соглашений с иностранными авиакомпаниями по этим направлениям (МАУ продает билеты на рейсы перевозчика-партнера от своего имени).
Также МАУ сохранила за собой направление Киев-Ашгабад (Туркменистан), которое они намерены освоить с сентября текущего года.
Второй по опустошенности оказалась авиакомпания "ЮТэйр-Украина". У нее забрали более 50 направлений.
Эксперт авиарынка, представитель интересов авиакомпании Владимир Катерный на комиссии пытался отстоять около 10 направлений, по которым перевозчик, судя по всему, намеревается начать полеты. Но чиновники остались непреклонны.
Также комиссия серьезно проредила направления "Днеправиа". Рекомендовано лишить ее порядка 40 маршрутов.
На чиновников не повлияли заверения в том, что с зимнего расписания перевозчик намерен начать полеты по одному из этих маршрутов - Ивано-Франковск - Вена.
Также авиакомпанию лишили маршрута Харьков-Москва, по которому она не может летать по вине Госавиаслужбы - с декабря 2014 года ведомство ввело запрет на полеты по этому направлению для всех перевозчиков.
Кроме того, комиссия серьезно прошлась и по направлениям других авиакомпаний. Так были отобраны права на девять маршрутов у "Мотор Сич", 18 - у Windrose, 15 - у Atlasjet Ukraine, 20 - у YanAir, 23 - у UM Air Airlines, 3 - у "Браво".
Жестко комиссия подошла и к нескольким вопросам по выдаче прав на новые маршруты. Без проблем получила разве что только Windrose, которая просила права на более чем 20 чартерных направлений из Украины в курортные аэропорты за рубежом
Также два из шести запрашиваемых направлений получила авиакомпания Atlasjet Ukraine - из Киева в Афины и Стокгольм. Еще по одному маршруту - Харьков-Стамбул была увеличена частотность полетов с 4 до 7 раз в неделю.
Не получили назначения МАУ (просила несколько маршрутов в Италию, Польшу, Чехию, Израиль и т.д.), "Дарт" (в Израиль), YanAir (Израиль, Румынию, Молдову), UM Air Airlines (в Италию, Германию, Францию, Нидерланды и т.д.), "Браво" (Италию, Германию, Кипр, Великобританию и т.д.).
Причин для отказа было две: отсутствие свободных частот на направлениях или неполные пакеты поданных документов.
Полезная зачистка
Опрошенные РБК-Украина авиакомпании оказались примерно едины в своих оценках произошедшего на заседании комиссии.
Гендиректор YanAir Ярослав Агафонов поддержал идею отъема у авиакомпаний направления, которые не эксплуатируются.
"Я поддерживаю решения комиссии в той части, что она начала работу по аннулированию незадействованных маршрутов", - говорит партнер юрфирмы "Анте" Андрей Гук, который на заседании представлял интересы авиакомпании Atlasjet Ukraine.
А Владимир Катерный подчеркнул: "Действия членов комиссии полностью реализованы в рамках правого поля".
Но у всех авиакомпаний оказались претензии к тому, что комиссия рекомендовала лишить их почти всех неэксплуатируемых маршрутов - вне зависимости от того, ведет ли перевозчик подготовку к старту полетов или нет.
"Мы не согласны с тем, что комиссия Госавиаслужбы не учла всех объяснений авиакомпаний МАУ, "Днеправиа", Atlasjet Ukraine о том, почему они не летают по тем или иным маршрутам. По некоторым направлениям перевозчиков можно было не лишать прав", - сказал Андрей Гук.
Вице-президент по коммерции МАУ Сергей Фоменко сообщил, что у них есть некоторые замечания по отдельным маршрутам. "Некоторые маршруты МАУ не могла начать эксплуатировать, поскольку, несмотря на то, что права у МАУ были, со стороны зарубежных стран применялись ограничения и барьеры, а наши власти не смогли помочь МАУ снять эти ограничения и реализовать планы полетов. Считаю, что в таких случаях неправильно говорить о том, что авиакомпания по собственной инициативе не выполняла рейсы. Надеемся, что Госавиаслужба это учтет", - сказал Фоменко.
Нарекания со стороны авиаперевозчиков вызывает исключительно сам документ (приказ Госавиаслужбы о новом порядке выдачи и аннулировании прав на авиамаршруты). "Он требует, как минимум, значительных доработок и коррекций", - считает Владимир Катерный.
По итогам заседания комиссии видно, что действующий порядок выдачи и аннулирования маршрутов требует доработки, также отметил Андрей Гук.
"Непонятно, каких объяснений от авиакомпаний достаточно, чтобы линии не аннулировали. Пока логика комиссии свидетельствует, что таким поводом может быть только код-шеринговое соглашение. Но мы считаем, что если авиакомпания начала работу по запуску рейсов, в т.ч. утверждает расписание, договаривается с аэропортами по слотам, то такие права на линии не следует аннулировать", - сказал Гук.
Ярослав Агафонов также считает, что если перевозчик ведет подготовительную работу по началу эксплуатации того или иного маршрута, то Госавиаслужба должна прислушиваться к мнению авиакомпании.
"Наша авиакомпания уже полгода ведет переписку с ведомствами Украины и России для начала полетов по отобранному маршруту Киев-Москва. Перевозчик готов был начать летать по этому направлению еще весной текущего года. Но МИД Украины не передал ноту МИД РФ, что YanAir готов начать полеты по маршруту Киев-Москва, - сообщил Ярослав Агафонов. - Госавиаслужба говорит: "Нет, Вы не будете летать, мы забираем у вас это назначение". Где же тут логика, патриотизм и какой-то здравый смысл?".
Возможное аннулирование прав на почти 50 маршрутов негативно может сказаться и на работе "ЮТэйр-Украина". По словам Владимира Катерного, сейчас рассматриваются разные варианты развития "ЮТэйр-Украина", включая выполнение регулярных рейсов в города Чехии, Италии и ОАЭ.
"Мы готовы технически и не исключаем возможности эксплуатации линий совместно с украинскими авиакомпаниями, - отметил Катерный. - Предварительные решения комиссии фактически исключают такой вариант развития в ближайшее время".
Кроме того, гендиректор YanAir удивился решению комиссии оставить без рассмотрения заявку перевозчика на полеты из Одессы, в которой с недавних пор действует принцип "открытого неба", в Тель-Авив, Бухарест и Кишинев.
По словам Агафонова, авиакомпания успела уже получить разрешение на полеты от авиационных чиновников Израиля.
"Мы надеемся, что авиакомпании удастся переубедить руководство Госавиаслужбы Украины, и уже по итогам этого заседания комиссии все-таки получить разрешения на полеты по этим трем маршрутам. Перевозчик готов начать полеты по этим направлениям в течение одного-трех месяцев, которые уйдут на старт продаж, рекламу, маркетинг", - резюмировал Ярослав Агафонов.