Аварийные ситуации, созданные по вине хулиганов, находящихся на борту самолетов, сегодня не редкость. Угрозы и ругательства в адрес персонала, распитие спиртных напитков и курение на борту, попытки нелегального провоза животных, сознательное несоблюдение пассажирами правил использования ремней безопасности – вот примерно весь перечень действий, которые могут спровоцировать конфликт во время полета. Хотя лидирующее место в этом списке, конечно, принадлежит любителям выпить на борту.
Пьяные дебоши на борту самолетов превратились в одну из главных проблем для бортпроводников и авиакомпаний.
И не секрет, что среди таких пассажиров, которые «разогреваются» принесенным с собой алкоголем, большой процент россиян.
Подмечено, что особенно затариваются алкоголем русские туристы перед длительными полетами (например, в Таиланд или ГОА). В таких полетах, длящихся 8–9 часов, экипажу приходится особенно тяжело.
Пить или не пить? Пассажиры решают это сами. И если даже правилами авиакомпании запрещается распитие алкогольных напитков на борту, никто не мешает пассажирам, как показывает практика, накачиваться спиртным еще задолго до регистрации на самолет.
И дело в не самом факте распития алкоголя, так как по закону снять человека с самолета только за то, что он пьян, нельзя. А вот если он пьян и своими действиями создает угрозу для себя, самолета, безопасности пассажиров или нарушает правила авиационных перевозок, это другое дело. Нередки случаи, когда такие пассажиры не только ругались, смачно приправляя речь нецензурщиной, но и проявляли прямую физическую агрессию к пассажирам и бортпроводникам.
Вспомним нашумевший случай с саратовским бизнесменом Сергеем Кабаловым, который устроил драку на борту рейса, направлявшегося из Москвы в Хургаду. Помимо того, что он грозился «посадить самолет на воду» и «всех убить», хулиган еще пытался душить молодого стюарда, а также разбил нос одному из пассажиров.
Приставал к пассажирам, провоцировал их на драку, не реагировал на замечания бортпроводников известный российский самбист Александр Емельяненко во время полета Москва – Барнаул в марте прошлого года. Перечислять тут все случаи – незачем. Чтобы убедиться в том, что их не мало, достаточно заглянуть на сайт YouTube.
Главное то, что справиться с нарушителем спокойствия мирным путем получается далеко не всегда. Порой приходится не церемониться, а действовать радикально и решительно. Так, в прошлом году пьяного гражданина США, летевшего из Рейкьявика в Нью‑Йорк, примотали к креслу скотчем, а в рот вставили самодельный кляп. А все из-за того, что смутьян бросался на других пассажиров и пытался задушить соседку. Хотя чаще всего за бесчинства на борту хулиганов приговаривают к штрафу.
Но поскольку мы все-таки живем не в России и не в Америке, нас больше интересуют белорусские реалии.
Кстати, если говорить о российских пассажирах, то они на наших рейсах – не редкость. Кроме прямых рейсов между Минском и Москвой, а также Санкт-Петербургом, многие рейсы, осуществляемые белорусским перевозчиком на других направлениях, рассчитаны в том числе и на транзитных пассажиров из России.
Итак, об инцидентах.
За примером далеко ходить не надо: буквально в августе 2013 года из-за поведения одного из пассажиров рейса Москва – Минск самолет авиакомпании «Белавиа» вынужден был вернуться в аэропорт «Домодедово». Провинившегося пассажира к моменту посадки самолета силами экипажа и пассажиров усадили в кресло и связали. Им оказался уроженец Казани.
Правда, подобные случаи на белорусских рейсах все же исключение, чем правило.
«Хотя подвыпившие граждане встречаются и на наших самолетах, все же такого масштаба проблемных пассажиров, как в России, у нас нет», – заверил Игорь Чергинец, заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности авиакомпании «Белавиа».
И все же интересно, как подготовлены к таким пассажирам белорусские бортпроводники и какие у них предусмотрены инструкции на такие случаи?
Об этом нам рассказал начальник службы бортпроводников «Белавиа» Владимир Гриб: «Бортпроводники проходят курсы по авиационной безопасности, на которых этому моменту уделяется особое внимание. В документах, которые регламентируют деятельность бортпроводников, есть отдельная позиция: «пьяные дебоширы на борту». И там прописано, как надо себя вести в подобной ситуации. Ведь основная задача бортпроводника – обеспечение безопасности во время полета».
Понятно, что бортпроводник должен стараться предотвратить подобную ситуацию и стараться вести себя с пассажирами корректно. Ну а если все же дебошир полезет в драку первый? Владимир Гриб разъяснил и эту ситуацию: «Если вашей жизни угрожает опасность, естественно, нужно защищаться».
К слову, по прилете нарушителя спокойствия передают в руки службы безопасности аэропорта, а потом на него составляется протокол. Дело может дойти и до суда, как это и вышло с вышеупомянутым Кабаевым, которого приговорили к 3,5 года строгого режима.
Что конкретно предпринимать, чтобы обезопасить себя и своих пассажиров, решает для себя каждая авиакомпания сама. Наиболее популярная мера сегодня – внесение опасных пассажиров в так называемый «черный список».
О том, что в «Белавиа» тоже имеется свой «черный список» и это один из способов борьбы с подобными хулиганами, сообщил корреспонденту TIO.BY Владимир Гриб. «В следующий раз, если недобросовестный пассажир захочет воспользоваться услугами авиакомпании, ему может быть отказано в полете», – рассказывает эксперт.
Возможно, на сегодня «черный список» не самая страшная мера для нарушителя, но многие эксперты данный метод называют действенным.