Убытки российских авиакомпаний в 2014 году могут увеличиться до 30 млн рублей, что более чем в шесть раз превышает потери по итогам предыдущего года. Таковы предварительные данные, озвученные президентом Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимиром Тасуном.
В 2013 году авиаперевозчики потерпели убытки на сумму 4,7 млрд рублей. По его словам, серьезное ухудшение ситуации связано с девальвацией рубля, а также изменением структуры авиаперевозок. Убыток непосредственно от авиаперевозок к концу года может достичь 7,7-8 млрд рублей, а потери от внутренних перелетов составят до 22,7-23 млрд рублей, в то время как прибыль от международных перелетов оценивается в 15 млрд рублей.
«Это оценки совокупного убытка за счет изменения структуры авиаперевозок», — заявил Тасун. Он напомнил, что в нынешнем году на фоне роста перелетов внутри страны сократился объем международных авиаперевозок, которые и являются основным источником прибыли.
Однако основное причиной убытков является девальвация рубля. «95% объема авиаперевозок осуществляется на иностранных самолетах, которые находятся в лизинге, а лизинговые платежи идут в долларах», — пояснил Тасун.
По его прогнозам, в 2015 году убытки авиакомпаний возрастут минимум на 15%. Расходы по лизинговым платежам из-за падения рубля могут возрасти до более чем 200 млрд рублей, расходы на техобслуживаение — до 15-20 млрд рублей, а расходы по самолетному парку могут превысить 220 млрд рублей.
«Это объективно приведет к необходимости принимать решения об увеличении тарифов на перевозки, в том числе на внутренних линиях. А в условиях роста тарифов, падения покупательской способности, мы неизбежно столкнемся с падением объема перевозок», — считает эксперт.
Он прогнозирует снижение пассажиропотока в лучшем случае на 3-10%, в худшем оно может достичь 15-20%».
Для предотвращения волны банкротств авиакомпаний может быть принят ряд мер, в том числе обнуление НДС на внутренние рейсы, мораторий на рост цен на авиакеросин и других аэропортовых и аэронавигационных сборов, а также отмена налогов прибыль, НДС и ЕСН в осенне-зимний период, сообщает ТАСС.
Напомним, в ноябре средняя стоимость авиабилетов за границу в ноябре увеличилась в России на 17,2%. При этом продажи билетов стоимостью 10-20 тыс. рублей сократилась более чем на 10% — с 49% до 38,9%. В то же время стоимость перелетов по России снизилась в ноябре на 8,5%.