Про таинственные черные списки, куда попадают провинившиеся пассажиры самолетов, много говорят, но толком никто так ничего и не знает. Лишь те, кто уже туда внесен, в дальнейшем не раз испытывают на себе повышенное внимание сотрудников аэропорта при досмотре. Портал interfax.by попытался найти ответы на самые популярные вопросы о черных списках.
Что такое черный список?
В пресс-службе МВД о черных списках просто не знают вообще. В Национальном аэропорту Минск и белорусских представительствах авиакомпаний знают, но говорить отказываются. Выходит, что черный список фактически существует, нет его только официально.
"Нет таких черных списков, которые бы как-то нарушали права человека. Это авиакомпании для себя ведут списки людей, которые пьют и ругаются на бортах самолетов. Авиакомпании имеют право сами принять решение о том, что такие лица им не нужны для перевозки. Каких-то официальных черных списков не существует", - заявили в Управлении госинспекции по безопасности полетов и авиационной безопасности Беларуси.
Кого туда впишут?
"Авиакомпании берут на заметку тех пассажиров, которые себя вели в тех или иных случаях неадекватно, которые угрожали безопасности полету, - сообщили в той же госинспекции по безопасности полетов и авиационной безопасности. - Проводят досмотр пассажира, а он говорит: "У меня бомба". В арабских странах в каталажку могут попасть за это дело. Самое главное для всех пассажиров - соблюдать требования авиаперевозок: не возить то-то, не давать ложную информацию о какой-то бомбе в чемодане и т.п., и все будет хорошо. Это во всем мире одинаковая практика".
Выходит, что в черные списки может попасть любой пассажир, который вел себя "неадекватно". Правда, где проходит грань адекватности и как ее не перейти, остается загадкой. Хоть в авиакомпаниях уверяют, что "это касается только отношений нашей компании с пассажиром", сами пассажиры из черных списков о таких отношениях не догадываются. Узнают они об этом, когда в следующий раз попадают в аэропорт и показывают паспорт. Тут их и ждет сюрприз в виде тщательного досмотра и пристального внимания сотрудников аэропорта.
Чем это грозит?
В Госинспекции по авиационной безопасности уверяют, что черные списки для пассажиров не играют никакой роли. В будущем провинившихся пассажиров ждет только более тщательный досмотр. "Самое большое, что может быть, - более тщательно присмотрятся к пассажиру, не пьяный ли он. Если другой пассажир, чуть выпивший, но нормально соблюдающий все, - ну ладно, пропустим, а здесь уже будем смотреть. Ему посмотрят в глаза, посмотрят, как он будет себя вести. Все, больше ничего, никаких оснований для отказа в полетах не существует", - пояснили в госинспекции.
Единственной авиакомпанией, которая объяснила, чем грозит черный список попавшим туда пассажирам, стал российский "Аэрофлот".
"Дело в том, что в связи с российским законодательством у авиакомпании "Аэрофлот" хоть и есть черный список, но она не имеет право его вводить, использовать, т.е. никаких мер к таким пассажирам принимать. Если пассажир попадает в общий черный список штаба авиационной безопасности Национального аэропорта Минск, то, конечно, он подвергается более тщательному досмотру во время посадки", - сообщили в белорусском представительстве авиакомпании.
Как выйти из списка?
Надежда покинуть черный список у пассажиров все же есть. Например, в той же авиакомпании "Аэрофлот" пассажира из списка исключат через пару лет, если к нему больше не будет претензий.
В госинспекции по авиационной безопасности тоже заверили, что к пассажиру "вопросов не будет", если в будущем он не нарушит никаких правил.