В октябре прошлого года на территории Национального аэропорта «Минск» начали строительство второй взлетно-посадочной полосы. Корреспондент «Р» выясняла, какие технологии применяют при возведении дороги в облака и чем вторая «взлетка» будет отличаться от ныне действующей.
Все самолеты в гости к нам
— Строительство второй взлетно-посадочной полосы – это естественное развитие аэропорта как международного транзитного узла. Чем больше современных полос, оборудованных по последнему слову техники, тем больше самолетов мы сможем принять, — утверждает Владимир Гавриленко, директор дирекции по реконструкции и строительству объектов РУП «Национальный аэропорт Минск». – Причем это будут все типы воздушных судов, без ограничений. Соответственно, увеличатся пассажиро- и грузопоток.
Сегодня неудобства в нашей воздушной гавани испытывают такие воздушные суда, как Airbus А380, крупнейший в мире пассажирский лайнер, Ан-225 («Мрия»), самый крупный в мире грузовой самолет. Сесть здесь они могут, но развернуться и предпринять прочие маневры не позволит радиус поворотов и ширина рулежных дорожек – тех самых, по которым приземлившийся самолет заруливает к зданию аэровокзала.
Кроме того, заканчиваются сроки эксплуатации ныне действующей взлетно-посадочной полосы. Зато после ее реконструкции, которая начнется с вводом в эксплуатацию новой, в аэропорту будет уже две «взлетки». А это – настоящий рывок вперед.
— К чемпионату мира по хоккею был обновлен и преобразован аэровокзальный комплекс, — говорит Александр Гатальский, главный инженер проекта. – Сейчас он способен обслуживать с высоким уровнем сервиса более 5 млн пассажиров в год. Строительство второй искусственной взлетно-посадочной полосы позволит в полной мере использовать возможности реконструированного аэровокзального комплекса.
Впрочем, нынешняя «взлетка» тоже справляется неплохо: за минувший год Национальный аэропорт обслужил более 3,4 млн пассажиров, а выполнять сюда рейсы в 2017 году начали авиакомпания «Аркиа-Израильские авиалинии» и «ЮТэйр» (Россия).
Сейчас проект взлетно-посадочной полосы, разработанный российским проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом воздушного транспорта «ЛенАэроПроект», проходит поэтапную государственную экспертизу.
— Кроме того, его оценивают специалисты ИКАО (Международной организации гражданской авиации), которые участвуют в сертификации ВПП по всему миру. Заключение ждем недели через две. Их предварительная оценка – высокий уровень проекта, соответствие проектных решений мировым стандартам, — продолжает Владимир Гавриленко.
Строительство в Национальном аэропорту Минск / 2016 год
Передовые технологии строительства
Новая дорога в облака строится параллельно с ныне действующей с применением самых передовых мировых технологий. Основные материалы прежние – щебень, песок, бетон. А вот способ укладки новый, с применением специальных бетоноукладочных комплексов, которые сами способны «проследить» за тем, чтобы толщина бетона везде составляла 44 см. Но наибольший интерес представляет техническая оснащенность.
— Полоса будет оснащена комплексом самого современного оборудования, обеспечивающего возможность принимать без ограничений, как по весу, так и по габаритам, все типы воздушных судов, — рассказывает Александр Гатальский. — Это позволит лайнерам без всяких трудностей садиться и взлетать в любое время суток и даже в сложных погодных условиях. Ширина останется такой же, как у предшественницы, а вот длина немного увеличится и составит 3700 метров.
Строительство ведется в строгом соответствии с графиком и на зиму не прерывалось. Пока что это подготовительные работы: на участке, предназначенном для «взлетки», уже убрали деревья, сняли растительный слой, а сейчас сооружают водосточно-дренажную сеть. Над этой задачей ежедневно трудятся около 300 человек и 100 единиц техники. Завершение строительства планируется в ноябре 2018 года. Сразу же после этого начнется реконструкция ныне действующей полосы.
— В первый год эксплуатации новой ВПП следует учитывать одну особенность, — рассказывает Александр Гатальский. – Новое бетонное покрытие нельзя обрабатывать реагентами против обледенения. Поэтому уборка будет проходить в щадящем режиме, механическим способом. Мы собираемся закупить для обслуживания полосы современнейшую технику, у которой производительность и скорость побольше. Коль мы собираемся принимать много самолетов, то интервалы между взлетами и посадками станут короче, и за меньшее время придется убирать большие площади.
При наличии двух ВПП существенно увеличится пассажиропоток
— Четкость и технологичность работы, качество обслуживания, безопасность – вот правила, которыми руководствуется наш аэропорт, — отметил Владимир Гавриленко. – Развитие международного транзитного узла по обслуживанию грузов и пассажиров – очень большой шаг в развитии всей страны. Это сильно повысит ее авторитет не только в Европе, но и во всем мире.