Эстония создает новую национальную авиакомпания AS Nordic Aviation Group, а фирма-владелец существующих самолетов — OU Transpordi Varahaldus.
Такие меры приняты, чтобы спасти структуру и работников Estonian Air. В ближайшее время предприятия внесут в коммерческий регистр.
В начале сентября правительство уполномочило министра экономики и инфраструктуры создать государственное акционерное общество с акционерным капиталом 40,7 млн евро.
Основная цель нового предприятия будет заключаться в создании авиационной группы и построении структуры внутри группы, что позволит обслуживать авиационный рынок в Эстонии и оказывать услуги другим авиационным компаниям.
В ходе реорганизации государство планирует также создать холдинговую компанию с акционерным капиталом 32 млн евро, в которую переведет из канадского агентства кредитования кредитный договор Estonian Air на самолеты вместе с выплаченным депозитом.
В случае негативного решения по вопросу о госпомощи группа будет самостоятельно заказывать рейсы для обслуживания эстонского рынка. Если решение будет положительным, пройдет слияние Estonian Air с новой группой, за вложенный в группу капитал Estonian Air выплатит государству кредит, сумма которого также составит 40,7 млн евро.
Между тем, Председатель правления латвийской национальной авиакомпании airBaltic Мартин Гаусс не видит долгосрочной перспективы для новой авиакомпании в Эстонии.
"Воздушное пространство стран Балтии нельзя покрыть пятью-шестью самолетами. Или вы делаете что-то основательно, или не делайте вообще. Последние три года мы предлагали эстонской национальной авиакомпании Estonian Air делать что-либо совместно. К сожалению, Эстония решила оставить Estonian Air и учредить новую авиакомпанию. Это не очень мудро. Если ты один раз доказал, что что-то не работает, зачем вкладывать новые деньги?" - сказал Гаусс в интервью порталу деловой информации Baltic Business Service агентства BNS.
Он отметил, что учреждать новую авиакомпанию в Эстонии - это нечестно по отношению к airBaltic.
"В последние четыре года мы отказались от многих полетов, чтобы выполнить требования Евросоюза. За это время мы вернули способность авиакомпании получать прибыль. И вдруг у нас появляется новый соседний конкурент, и говорится – не важно, что произошло, мы просто учреждаем новую авиакомпанию на государственные деньги. Это не красиво по отношению к нам, поскольку мы очень пытались работать вместе, предлагали решения, и хотим возобновить полеты между Таллином и Вильнюсом. Верим, что являемся лучшим перевозчиком в странах Балтии. Достаточно одного сильного перевозчика, способного полноценно обеспечить совместимость Балтии. Я имею в виду не только Ригу, но Балтию", - сказал он.
По его словам, трудно понять, как может работать авиакомпания с 4- 5 самолетами. "Нет ничего, что поддерживало бы такую деятельность - местный рынок очень мал, нет соединений. Единственное преимущество - это то, что при вложении государством денег в новую авиакомпанию можно освободиться от старых обязательств", - добавил он.
Он отметил, что airBaltic уже заявила об обеспечении ряда полетов из Таллина и Вильнюса весной будущего года. "Это содержится в нашем бизнес-плане и не является секретом. Не думаю, что в трех странах Балтии нужны три разных авиакомпании. Рынок сравнительно мал и для одной. Только из-за гордости формировать новую авиакомпанию - это не то, что нужно делать. Верю в экономические принципы, а они гласят, что нужно, в конце концов, зарабатывать деньги. И нужно обеспечивать совместимость стран Балтии. Поэтому все время требуются компромиссы. Странам нужно вместе решить, как это обеспечить. Сказать – эта авиакомпания обанкротилась, и теперь мы будем формировать новую, - это не вместе. Самое печальное, что интенсивные переговоры шли годами, и мы были очень открыты для различных решений. Готовили бизнес-планы о том, как это могло бы выглядеть. Все, что получили в ответ - известие, что формируется новая авиакомпания! Это не красиво", - сказал Гаусс.