Аэропорт "Борисполь" разорвал договор с кейтеринговой компанией "Аэро Кейтеринг" - дочерним предприятием компании LSG SKY Chefs, структурным подразделением мирового лидера - авиаперевозчика - группы Lufthansa.
Чем это грозит пассажирам разбирались журналисты Молодой Украины.
Организация качественного "небесного" угощения - заслуга не только и не столько самих авиаперевозчиков, как нанятых ими специальных кейтеринговых компаний (от английского "cater" - то есть "поставлять провизию").
Всем кто улетает из украинской столицы или прилетает в Киев, похоже, вскоре придется отвыкать от прежних высоких стандартов питания в самолетах. Поскольку с 31 января в главном аэропорту страны воцарится монополия: одна из двух работающих в "Борисполе" кейтеринговых компаний прекращает свою деятельность. С всеми вытекающими отсюда последствиями.
Предоставление сервиса с бортового питания в самом отечественном аэропорту "Борисполь" имеет давнюю историю. В 1995 году там появилась отечественная компания "Киев Кейтеринг", доля которой на рынке питания в "Борисполе" в лучшие для нее времена существенно превышала половину. Но потом, с 1998, в столичном аэропорту заработала еще одна компания - "Аэро Кейтеринг". Это дочернее предприятие известной немецкой кейтеринговой компании LSG SKY Chefs , которая является структурным подразделением мирового лидера - авиаперевозчика - группы Lufthansa.
Благодаря внедрению в своей работе системы международного контроля качества HACCP (английская аббревиатура, означающая "анализ рисков и критические точки контроля") , в "Аэро Кейтеринг" налажен тщательный контроль на всех этапах процесса производства, доставки и хранения продуктов. В результате на обслуживание в "Аэро Кейтеринг" в "Борисполе" перешли почти все ведущие авиакомпании - Lufthansa, British Airways, Air France, Delta, МАУ, "Аэрофлот" и другие. А ее доля в кейтеринговом бизнесе в аэропорту в 2008-м, например, доходила до 85%.
Невыдерживая здоровой конкуренции с "Аэро Кейтеринг", компания "Киев Кейтеринг" постепенно оставила за собой лишь обслуживание внутренних и чартерных рейсов. И чтобы хоть как-то оставаться "на плаву", в конце 2011 года вынуждена была продать 51% своей доли австрийской кейтеринговой фирме "Do&СО", изменив название на "Do&СО Киев". По информации СМИ, австрийскую фирму контролирует бизнесмен турецкого происхождения Атилла Догудан.
В "Киев Кейтеринг" очень надеялись, что деньги, вложенные в них австрийцами, помогут улучшить дела и вернуть утраченные позиции. Но, к сожалению, этим планам не пришлось сбыться.
Однако, как это ни парадоксально, недавно руководство "Борисполя" сообщило компании "Аэро Кейтеринг" о том, что с 31 января 2014 она должна уйти из аэропорта. Администрация аэропорта решила разорвать с компанией договоры аренды производственных цехов, расположенных на территории "Борисполя". В результате в аэропорту останется работать единственная кейтеринговая компания - "Do&CO Киев", которая станет полным монополистом. Жаль только, что компания пока не дотягивает до мировых стандартов бортового обслуживания.
Почему же так получилось, что из "Борисполя" пришлось уйти именно лидеру? Начнем с того, что "всеобщая" монополизация в "Борисполе" (не только кейтеринга, но и других сфер: обслуживание самолетов на перроне, обработка багажа, обслуживание почты и грузов) началась после назначения в июле 2013 года новым руководителем аэропорта Алексея Кочанова. До этого он был генеральным директором аэропорта "Одесса".
А что же произошло в "Борисполе"? Мы можем только догадываться, но, похоже, представители "Do&CO Киев", проигрывая в честной конкурентной борьбе "Аэро Кейтеринг", решили бороться "без правил".
Сначала, чтобы заручиться поддержкой хозяев аэропорта, они увеличили количество учредителей "Do&CO Киев" - за счет структур, связанных с теми же Кауфманом и Грановским. Затем аэропорт, неожиданно "породнился" с "Do&CO Киев", неожиданно прервав действие договора с "Аэро кейтеринг" относительно аренды цеха бортового питания в "Борисполе". Ну а теперь - с 31 января - "Аэро Кейтеринг" и вообще "попросили на выход".
Практика красноречиво свидетельствует, что монополизм в любой сфере ни к чему хорошему никогда не приводил. При отсутствии конкуренции у монополиста неизбежно снижается требовательность к соблюдению стандартов, ухудшается качество продукции. В конце концов, у монополиста появляется большой соблазн повышать цены. Но почему потребители (в нашем случае - авиапассажиры) должны платить больше за худшее качество? Почему администрация аэропорта и компания-монополист произвольно обрекают их на это?
Похоже, что, увлекшись "войной" с конкурентами, "Do&CO Киев", как и сам аэропорт "Борисполь", совсем забыли о пассажирах", об их интересах и правах. В частности, о праве не только на качественное обслуживание, но и, в конце концов, на собственную безопасность.