Каждое первое воскресенье ноября свой профессиональный праздник отмечают работники гражданской авиации Беларуси. Нынче он совпадает с примечательной датой: ровно 70 лет назад на бывшем военном аэродроме, располагавшемся на тогдашней окраине Бреста приземлилась первая группа гражданских самолетов для осуществления пассажирских перевозок.
С ноября 1945-го и начинается история аэропорта «Брест», который в 1976 году переехал по новому адресу. К слову, современное здание аэровокзала имеет статус историко-культурной ценности и охраняется государством.
Строительство аэропорта в Бресте окончилось в 1976 г. Но только в 1985 г. он начал полноценно функционировать — с вокзалом для пассажиров и всеми удобствами. В советский период совершались регулярные рейсы в Минск и Москву, Кишинев и Киев, Могилев и Минеральные Воды. Тогда здесь летали отечественные самолеты среднего класса — типа АН-24 или АН-2, а также ЯК-40 и ТУ-134. Аэропорт был очень популярен, он обслуживал множество пассажиров.
Только за 1985 год, когда был открыт аэровокзал, аэропорт обслужил около 100 тысяч человек.
Помимо пассажирских, аэропорт осуществлял (и осуществляет) и грузовые рейсы. В том же «рекордном» 1985 г. через аэропорт Бреста прошло 700 тонн грузовых отправлений и почты. Функционировала в брестском аэропорту и сельскохозяйственная техника: особые самолеты легкого класса обслуживали окрестные угодья. В 1999 г. аэропорту Бреста был присвоен статус международного.
О том, чем сегодня живет Брестский филиал РУП по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация» и в чем залог перспективного развития небесной гавани, мы беседуем с начальником филиала Михаилом Скробко.
- Михаил Николаевич, что представляет собой нынешний аэропорт?
- Коллектив у нас не такой уже и большой – всего 180 человек, а вот по инфраструктуре это довольно солидное предприятие с множеством подразделений.
Главное из них – служба воздушного движения и эксплуатации радиотехнического оборудования и связи, которая занимается управлением движения по трассам, взлетом-посадкой воздушных судов, радиотехническим обеспечением. Это «глаза и уши» и диспетчера, и экипажа судна.
Узел эксплуатации электросветотехнического обеспечения полетов прежде всего отвечает за взлет-посадку самолетов в темное время суток. Участок горюче-смазочных материалов обеспечивает заправку воздушных судов и наземной обслуживающей техники.
Более 80 ее единиц насчитывает участок спецтранспорта – это автобусы для подвозки пассажиров, автозаправщики, снегоуборочные машины и другая техника.
Не менее важные задачи выполняет и участок технического обслуживания воздушных судов. Его специалист – это первый человек, который принимает самолет на земле, и последний, который провожает в рейс.
Есть собственное противопожарное подразделение, к слову, оснащенное даже более мощными, чем МЧС, машинами.
Охрана объектов, проверка и досмотр пассажиров, багажа, груза – задача подразделения авиационной безопасности.
Участок эксплуатации наземных сооружений ответственен прежде всего за содержание в надлежащем состоянии взлетно-посадочной полосы и перрона.
Вспомогательный местный диспетчерский пункт в Пинске занимается управлением воздушным движением сельхозавиации и авиации МЧС, лесных и пограничных патрулей.
Также имеются свой здравпункт и гостиница на 50 койко-мест. Сейчас она в стадии капитального ремонта – практически идет новое строительство.
- Потенциал Брестского аэропорта, имеющего международный статус, достаточно высок. В какой мере он сегодня используется?
- Взлетная полоса длиной 2620 и шириной 42 метра может принимать все типы самолетов, вес которых не превышает 400 тонн, - пассажирские «Боинг-737» и «Эйрбас» А319, А320, а также Ту-154, Ту-204, Ту-214. И грузовые – Ил-76, Ан-12, Ан-26. Пропускная способность аэропорта — около 400 пассажиров в час. Сегодня через Брестский аэропорт летают самолеты из разных стран мира, мы обслуживаем и чартерные рейсы делегаций.
За 9 месяцев приняли и обслужили 209 воздушных судов, перевезли 14,6 тысячи пассажиров и 280 тонн груза - белорусская авиакомпания «Рубистар» доставляла в Германию оборудование из Бреста.
Пассажироперевозки по сравнению с прошлым годом возросли на 22%.
Летом мы выполнили две чартерные туристические программы, по которым работаем уже четыре года, – осуществили 11 рейсов в болгарский Бургас и 23 рейса в турецкую Анталью. Их загрузка была 100-процентной.
В весенне-летний период работал регулярный рейс Брест – Калининград, самолеты отправлялись каждую неделю по понедельникам и четвергам. На зимний период перелеты прекратились, но, думаю, в следующем году маршрут будет столь же востребован. Возобновятся, конечно же, и туристические программы. По крайней мере, отправлять и принимать воздушные суда мы готовы. И – сотрудничать с турфирмами по новым направлениям.
Кстати, среди пассажиров - туристов не только жители Брестской области, но даже минчане, гродненцы, бобруйчане. Как правило, они приезжали к нам на своих автомобилях, оставляли их на стоянке, а сами с комфортом следовали на курорт. К сожалению, пока у нас нет охраняемой площадки, но сейчас уже готовится соответствующий проект, и, надеюсь, к следующему сезону мы сможем предложить и такой вид сервиса.
- То есть инфраструктура аэропорта находится в постоянном развитии?
- В нынешнем году мы ввели новый французский радиолокатор, информация с которого поступает не только нашему диспетчеру, но и отправляется на Минск. Сейчас готовим проект и, думаю, в следующем году приступим к капитальному ремонту взлетно-посадочной полосы, которая сможет принимать еще более мощные типы воздушных судов. Объемы работ предстоят колоссальные, возможно, будем проводить их в несколько этапов. Какие на это уйдут деньги, судить пока сложно, одно скажу – это будут собственные средства предприятия.
Параллельно будем проектировать и замену светосигнального оборудования, которое необходимо для обеспечения посадки воздушных судов в неблагоприятных метеоусловиях или в ночное время.
- Коснулась ли вас ситуация с прекращением авиасообщения между Россией и Украиной?
- Прежде всего транзитные пассажиры смогут летать через Национальный аэропорт «Минск». Но и «Брест» готов предложить свои услуги – Украина ведь рядышком. Скажем, бригады строителей из Ковеля, который всего в сотне километров от нас, и в прошлом, и в этом году отправлялись на работу в Калининград именно из нашего аэропорта. Так что не исключаю, что все это затронет и нас.